Термин «маркетинг» в современном мире может определяться множеством вариантов. Как бы вы ни выбрали, важнее понять единый смысл маркетинговой деятельности. Потому что именно в ней заложено потенциальное получение прибыли конкурентноспособным бизнесом при условии эффективных продаж продуктов конечному потребителю.
Чтобы составить отчетливое представление о маркетинге как инструменте, проще всего посмотреть на задачи, которые можно решить с его помощью.
Задачи и функции маркетинга
Повышение ценности продукта для целевой аудитории
Ключевая задача маркетинга заключается в поиске способа такого воздействия на конечного потребителя, чтобы он платил за товар/услуги больше.
Ценность в глазах покупателя формируется исходя из его восприятия и понимания характеристик и пользы продукта. Если брендинг проведен эффективно и выбрана грамотная стратегия продвижения, ценность товара будет высоко воспринимаемой.
Эта функция выражается в рентабельности единицы продукции (либо продаж), повышении объема продаж в целом и максимизации прибыли. Специалист по маркетингу распределяет бюджет на рекламу, значит, цель по прибыли считается за минусом потраченных на продвижение средств.
Изучение емкости рынка и поиск рынков сбыта
Аналитическая/исследовательская функция маркетинга в бизнесе – это регулярный мониторинг рынка и его основных тенденций, изучение свободных ниш и рынков сбыта. Здесь важен постоянный сбор первичной информации о росте рынка, конкурентах и причинах перехода рынка из одного состояния в другое. От степени знания рынка зависит скорость, с которой предприятие сможет грамотно занять новые ниши, ответить на агрессивные кампании конкурентов, прекратить вести те направления бизнеса, что находятся в стагнации.
Отчеты по такой работе можно составлять, ставя цели по повышению продаж, идущих на опережение степени роста тех сегментов рынка, в которых развивается бизнес.
Изучение целевой аудитории
Исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей — ключевая задача специалиста по маркетингу. С аудиторией важно быть на одной волне, представлять их ценности, мотивы покупки или отказа от нее, лояльность к конкурентам. Такие данные помогут провести анализ рынка, выявить потенциальных покупателей, создать правильный рекламный посыл и транслировать его в подходящих каналах продвижения. В задачу также входит работа с лояльной базой клиентов — это увеличит частоту и объем продаж.
Если поставить цель относительно увеличения базы потребителей и роста лояльности к предприятию, можно получить по ней прозрачную отчетность работы специалистов по маркетингу.
Создание стратегии и способов отстройки от конкурентов
Стратегическое планирование бизнеса невозможно представить без специалистов по маркетингу. С учетов описанных выше задач и их решения следующим этапом станет создание правильной стратегии, направленной на повышение объема продаж, формулирование конкурентных преимуществ продукта, выявление основных рынков сбыта и формирование плана продвижения.
Такая согласованная стратегия становится фундаментом создания годового плана тактических мероприятий.
Управление ассортиментным портфелем предприятия
Регулирование широты ассортиментной матрицы, определение стоимости продуктов и проверка рентабельности каждой единицы складского учета (СКУ) являются ключевой задачей товарной/производственной функции маркетинга в компании. Специалисты постоянно мониторят спрос на каждую единицу ассортимента, занимаются введением новых товаров на рынок. При этом выделяют эмоционально/материально сильные, важные или ценные продукты, которые помогают продавать остальные, менее ценные и пользующиеся меньшим спросом.
Грамотное управление ассортиментом ведет к заметному снижению расходов на хранение продуктов, увеличению рентабельности продаж и постоянному их росту относительно всех товарных групп в ассортиментной матрице.
Анализ итогов
Все перечисленные функции входят в задачи отдела по маркетингу. Специалисты ведут многочисленные проекты по созданию новых товаров, его продвижению, изучению новых рынков. Работают с отчетностью по результатам состоявшихся маркетинговых программ, исследуют рыночную ситуацию с точки зрения потребителей и ежегодно анализируют результаты проделанной в своем отделе работы.