Материал представляет собой универсальную механику создания SWOT-анализа для бизнеса в сфере производства и торговли (розничный магазин или самостоятельный отдел), НКО.
Примеры взяты из практики, а для удобства можно воспользоваться шаблоном. Таким образом, вы проведете SWOT как для товара, так и компании в целом, даже если вы сталкиваетесь с этой задачей впервые.
SWOT-анализ (от англ. SWOT Analysis) – инструмент анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на бизнес.
Основной смысл инструмента SWOT
Методика SWOT считается доступным и универсальным способом для формирования понятия конкурентоспособности предприятия на рынке. Доказательство – обширное применение инструмента для создания стратегий и его актуальность на протяжении более чем 40 лет.
Почему техника SWOT нужна бизнесу? Основная задача, которую мы можем закрыть, — получение объективной оценки положения бизнеса на рынке на текущий момент, грамотная разбивка собранных данных для создания маркетинговой стратегии компании.
Аббревиатура SWOT – это внутренние и внешние факторы: S — Strengths (сильные стороны), W – Weaknesses (слабые стороны), O – Opportunities (возможности), T – Threats (угрозы).
Подробнее с описанием факторов и областей применения анализа можно ознакомиться в статье SWOT-анализ.
Что необходимо сделать перед началом SWOT-анализа?
Инструмент SWOT помогает структурировать уже собранные данные. Чтобы он оказался эффективным, следует предварительно получить следующую информацию:
- Изучить рынок, на котором представлен бизнес. Изучить потенциальных покупателей и сформулировать основные качества продукта. В зависимости от требований потребителей к характеристикам товара вы сможете получить 70% выводов при создании SWOT.
- Составьте конкурентный анализ и список главных конкурентов. Благодаря этой информации можно адекватно сформулировать сильные и слабые факторы.
Задача 1: сильные и слабые характеристики товара/услуги
В первую очередь, нам необходимо сформулировать сильные и слабые качества товара/услуги. В этом нам поможет сравнение ресурсов внутренней среды бизнеса или продукта с основными игроками рынка.
Сильные стороны выделяем по пунктам, в которых есть превосходство.
Слабые стороны – по тем, в которых уступаем.
Чтобы не потеряться в большом количестве сформулированных факторов, лучше воспользоваться такими советами:
- Обратить первоочередное внимание на такие пункты, как объем продаж и прибыль предприятия.
- Учесть 6-8 основных характеристик.
- Обязательно записать и другие, но рассмотреть их позже.
Задача 2: возможности для развития на рынке и потенциальные риски
Следующим действием в создании свот-анализа будет выявление рисков и возможностей компании для развития на рынке. Здесь необходимо изучить внешние факторы, возможность их появления и степень влияния каждого из них на объем продаж предприятия.
Возможности (Opportunities) – внешние факторы, которые бизнес может использовать для развития на рынке.
Угрозы (Threats) – внешние факторы, которые могут поставить бизнес в невыгодное положение на рынке.
При составлении списка внешних факторов можно использовать PEST-анализ. Он позволяет классифицировать влияние внешних факторов среды, окружающей бизнес, по следующим категориям – политика (Political), экономика (Economic), социальные (Social) и технологические аспекты (Technological features).
Задача 3: заполнение SWOT-таблицы
Таблицу следует использовать для упорядочивания имеющихся данных. Разделим ее на 4 сектора, в каждый из них впишем по очереди сильные факторы, слабые факторы, возможности и риски. Важно структурировать их по приоритету. Приоритет устанавливается в зависимости от значимости характеристики относительно объема продаж и прибыли бизнеса.
Заполняем все секторы:
ТАБЛИЦА
Убедитесь, что все обозначенные сильные факторы на самом деле ведут к увеличению прибыли и усилению конкурентных преимуществ товаров/услуг:
ТАБЛИЦА
Проверьте, все ли указанные слабые факторы ведут к сокращению прибыли и минимизируют конкурентные преимущества товаров/услуг:
ТАБЛИЦА
Подтвердите, что все сформулированные возможности приводят к росту удовлетворенности потребителей и прибыли бизнеса:
ТАБЛИЦА
Подумайте, могут ли эти риски привести к снижению прибыли предприятия и удовлетворенности товаром/услугой в следующие пять лет:
ТАБЛИЦА
После заполнения SWOT-таблицы и оценки адекватности всех указанных пунктов следует составить итоги по созданному анализу.
Задача 4: подведение итогов
Чтобы получить ясность по дальнейшим действиям, распишите по порядку следующие пункты:
- Сформулируйте ключевое конкурентное преимущество продукта, основываясь на характеристиках Strength.
- Продумайте, какими методами повысить возможности предприятия с учетом сильных факторов товара/услуги.
- Ответьте, существует ли вариант трансформировать факторы Weaknesses в Strength, а потенциальные риски в возможности развития.
- В случае отрицательного ответа распишите, как обезопасить бизнес от рисков и смягчить слабые факторы.
- Как донести сформулированные сильные стороны до целевой аудитории.
- Какие меры предпринять, чтобы целевая аудитория не заметила слабые факторы.
- Перечислите способы быстрой реализации возможностей и работы с рисками.
Задача 5: презентуем выводы
По окончании свот-анализа следует создать детальную и визуально эстетичную презентацию для руководящего состава компании.
Оценка факторов по балльной шкале
С помощью количественных методик SWOT-анализа можно оценить важность и степень влияния факторов на компанию.
Эффективность данного инструмента не подлежит сомнению, потому что дает возможность рассмотреть каждый фактор по значимости. Однако требует больших временных затрат.
Намного проще выставить все характеристики по их значимости с точки зрения экспертизы. Этот способ окажется не менее точным, чем назначение баллов.